Бронетехника
Главная » Статьи » Интересненькое |
ИсторияХарьковский завод Русского паровозостроительного и механического акционерного общества (ХПЗ РПиМО) был построен в 1896 году в районе, названном Балашовкой, рядом с вокзалом построенной в 1895 году Юго-Восточной (Харьково-Балашовской) железной дороги и на базе её ремонтных мастерских, специально для производства паровозов для южнорусских железных дорог. В годы экономического подъёма 90-х годов XIX века значительное развитие получило транспортное машиностроение. Начиная с 1891 года была нарушена монополия на паровозостроение, которое было сосредоточено в 80-х годах на одном лишь Коломенском заводе. В середине 90-х годов паровозостроение развёртывается на восьми крупнейших машиностроительных предприятиях России, из которых два завода (Харьковский и Луганский) возникли как специализированные.Первый паровоз (Од) выпущен 5 декабря 1897 года.На заводе работал инженер-конструктор А. С. Раевский. Предприятие изготавливало также паровые котлы, станки, сельхозмашины, а с 1913 года — двигатели внутреннего сгорания. С момента основания завод был центром рабочего революционного движения в Харькове. В 1905 году на нем работал Артём (Сергеев). На заводе была создана боевая дружина и налажено подпольное изготовление оружия. На моторостроительном заводе № 75 (филиал завода № 183, новая (заовражная) площадка) — дизели В-2. После Великой Отечественной войны на заводе организовано производство тепловозов и тепловозных дизелей. Здесь выпускались тепловозы ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3, ТЭ4, ТЭ5, ТЭ7, ТЭ10, 2ТЭ40, ТЭП10. Но основной продукцией завода стала военная техника: танки, которые он начал строить ещё с 1929 года. С заводом связано имя выдающегося конструктора танка Т-34 Михаила Кошкина. В 1957 году ХПЗ имени Коминтерна присвоено имя В. А. Малышева. В 1968 году производство тепловозов было окончательно свёрнуто, но завод продолжал выпускать дизели для тепловозов. ТанкостроениеХарьковский паровозостроительный завод — один из первых машиностроительных заводов, включившийся в дело оснащения Красной Армии современными танками. В 1927 году ему, среди других машиностроительных заводов СССР, была поручена организация работ по танкостроению, а в дальнейшем и разработка конструкций советских танков.
В ноябре 1927 года по распоряжению наркома военно-морских дел К. Е. Ворошилова Главное конструкторское бюро Орудийно-Арсенального треста (ГКБ ОАТ) получило техническое задание на проектирование маневренного танка. Проект машины разрабатывался под руководством начальника ГКБ С. П. Шукалова (ведущие инженеры танка — В. И. Заславский и Б. А. Андрыхевич) и учитывал опыт работы над лёгким танком Т-18 (МС-1). Изготовление опытного образца машины, получившего обозначение Т-12 (А-12), «с железным корпусом» поручается Харьковскому паровозостроительному заводу. Уже в декабре 1927 года на ХПЗ создаётся специальное конструкторское бюро машиностроения для организации производства танков. Главное Управление металлической промышленности (письмо № 1159/128 от 7 января 1928 года) поручает «…в срочном порядке проработать вопрос о постановке на ХПЗ производства танков и тракторов…» По воспоминаниям А. А. Морозова, «танк Т-12 создавался в условиях почти полного отсутствия оборудования. Сборочный участок танка находился у трактористов. К концу 1929 года танк был сделан. Изготовленный образец получился тяжелее на 4 тонны, что было серьёзным недостатком. Всё же мы, молодые сотрудники КБ, гордились: это был наш первый настоящий танк.» С 1928 по 1931 года выпускались танки Т-24: с 1931 года — лёгкие танки серии БТ: БТ-2; БТ-5; БТ-7; БТ-7М — выпускался по 1940 год; с 1933 по 1939 года — тяжёлые танки серии Т-35. В 1939 году Михаил Кошкин создал лучший средний танк Второй мировой войны Т-34. После войны выпускались Т-44, Т-54, Т-55, Т-64, Т-80, Т-80У, Т-80УД. В 1979 году ХКБМ было присвоено имя его долговременного Главного конструктора, дважды Героя Советского Союза А. А. Морозова. В 1995 году был разработан лучший на настоящий момент танк Украины Т-84. На его основе также разработаны танки «Оплот» и «Ятаган».
Основанный на опыте создания Т-80УД и Т-84, «Ятаган» является ничем
иным как «Оплотом», приведённым под знаменатель стандартов НАТО. В 2008 году завод выпустил разработанный ХКБМ специально для съёмок фантастического фильма «Обитаемый остров» так называемый «БТР-Космос» — пурпурный инопланетный «танк»-автомат (на шасси БТР-70), на котором разъезжает Максим Каммерер | |
Категория: Интересненькое | Добавил: 2505rdd (14.11.2010) | |
Просмотров: 1751 | Комментарии: 1 |