|
|
БТ-5 |
Классификация |
лёгкий танк |
Боевая масса, т |
11,5 |
Компоновочная схема |
классическая |
Экипаж, чел. |
3 |
История |
Годы производства |
1933—1934 |
Годы эксплуатации |
1933—1945 |
Количество выпущенных, шт. |
1836 |
Основные операторы |
|
Размеры |
Длина корпуса, мм |
5580 |
Ширина корпуса, мм |
2230 |
Высота, мм |
2230 |
Клиренс, мм |
350 |
Бронирование |
Лоб корпуса, мм/град. |
13 |
Борт корпуса, мм/град. |
13 |
Корма корпуса, мм/град. |
10 |
Днище, мм |
6 |
Крыша корпуса, мм |
10 |
Лоб башни, мм/град. |
13 |
Маска орудия, мм/град. |
13 |
Борт башни, мм/град. |
13 |
Корма башни, мм/град. |
13 |
Крыша башни, мм |
10 |
Вооружение |
Калибр и марка пушки |
45-мм
20К обр. 1937 г. |
Тип пушки |
нарезная |
Длина ствола, калибров |
46 |
Боекомплект пушки |
115 |
Углы ГН, град. |
—8…+25 |
Прицелы |
телескопический ТОП обр. 1930 г,
перископический ПТ-1 обр. 1932 г. |
Пулемёты |
1 × 7,62-мм ДТ |
Подвижность |
Тип двигателя |
V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5 |
Мощность двигателя, л. с. |
400 |
Скорость по шоссе, км/ч |
52 на гусеницах,
72 на колёсах |
Запас хода по шоссе, км |
150 на гусеницах,
200 на колёсах |
Удельная мощность, л. с./т |
34,8 |
Тип подвески |
подвеска Кристи |
Удельное давление на грунт, кг/см² |
0,65 на гусеницах,
5,65 на колёсах |
Преодолеваемый подъём, град. |
37 |
Преодолеваемая стенка, м |
0,55 |
Преодолеваемый ров, м |
2 |
Преодолеваемый брод, м |
0,9 |
БТ — название серии лёгких колёсно-гусеничных танков (1930-е годы) на основе прототипа, проданного в СССР американским изобретателем Кристи. БТ-5 имел усиленное бронирование, и вооружение: 45-мм пушка с боекомплектом 115 выстрелов и пулемёт ДТ; на некоторых танках был второй ДТ
в нише башни, на некоторых ещё и зенитный ДТ. Экипаж — 3 чел. БТ-5
выпускался в вариантах с рацией и без рации. Командирский танк был с
рацией и уменьшенным боекомплектом. Выпускался до 1934 года, всего произведено 1 884 машин.
История создания Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5
был создан в результате работ по дальнейшему совершенствованию боевых
качеств танка БТ-2. Несмотря на ряд положительных качеств, таких как
высокая оперативная и тактическая подвижность и относительная простота
производства, уже в ходе испытаний первых образцов БТ-2 выявился ряд конструктивных и производственных недостатков. Дело в том, что приобретенные у Дж. Кристи танки М.1940
были «сырыми» и являлись, по сути, опытными шасси, собранными группой
высококвалифицированных американских рабочих с широким использованием
высококачественных и дорогих материалов. При
постановке в производство БТ-2 оказалось, что он не очень технологичен,
так как является копией М.1940, и требует высококвалифицированного
труда рабочих, которых в 30-е годы в СССР остро не хватало. Плюс к тому,
возникли проблемы с вооружением танка: мало того, что снаряд 37-мм орудия Б-3 обладал малым фугасным действием, так еще и выпуск пушки не обеспечивал количественно потребностей танковой промышленности.
Именно
поэтому, практически параллельно с постановкой БТ-2 на производство,
конструкторы, технологи, представители военной приемки ХПЗ работали над устранением недостатков машины. В результате этой работы и появился БТ-5, который был запущен в серию уже в 1933 году. В
основном все работы по совершенствованию танка БТ-5 велись в опытном
цехе отдела Т-2 ХПЗ. Этот опытный цех Т-2О был создан в марте 1932 года. в виде опытно-исследовательской секции Т-2Ки при технической конторе Т-2К. В январе 1932 года под руководством начальника КБ Т-2К А. О. Фирсова молодыми конструкторами Кучеренко, Дорошенко и Морозовым были начаты работы по усовершенствованию танка БТ-2 — созданию танка БТ-5. Первоначальный проект танка БТ с установкой 45-мм пушки был выполнен на ХПЗ уже летом 1932 г. Для установки новой расширенной башни планировалось удлинить корпус танка по отношению к БТ-2 на 225 мм. Руководство УММ РККА отвергло данный проект, так как изменение корпуса привело бы к перестройке производства и к «срыву большой танковой программы».
Поэтому для серийного производства был утвержден проект, отличавшийся
от БТ-2 в первую очередь башней с установленным более мощным
вооружением. Кроме того в проекте двигатель «Либерти» был заменен на
М-5, увеличен объем топливного и масляного баков, улучшена конструкция
узлов и агрегатов трансмиссии, усилены элементы ходовой части. Согласно требованиям УММ РККА все работы по созданию нового танка должны были быть окончены к первой половине сентября 1932 г. В этом же месяце ХПЗ должен был изготовить 10 опытных образцов танка БТ-5. Причем выпуск корпусов и башен БТ-5 в 1932 г. планировался на Мариупольском заводе им. Ильича, но планам этим не суждено было сбыться. Опытный образец танка БТ-5 был собран только 21 октября 1932 года, да и то без оборудования башни, без установки вооружения и без укладки боеприпасов. В ноябре 1932 года на ХПЗ были заложены 5 корпусов и заказано 25 башен под установку 45-мм пушки на Мариупольском заводе (20 из них — из конструкционной стали, а еще 5 — из броневой стали). В это же время в КБ ХПЗ по заданию УММ РККА приступили к созданию командирского танка на базе БТ-5. Переход на серийный выпуск БТ-5 руководство ХПЗ планировало осуществить с 1 января 1933 г.,
начиная с 601-й машины. Но по некоторым причинам (авария при пробеге
первого опытного образца БТ-5, неготовность комплекта рабочих чертежей,
невыполнение заводом сроков изготовления 10 машин опытной серии) серийное производство БТ-5 началось лишь в марте 1933 г. После сдачи военным последних 37 танков БТ-2, ХПЗ приступил к изготовлению новых танков — БТ-5. На 22 марта представителям военной приемки заводом было предъявлено к приемке 16 машин, еще 55 корпусов находились на конвейере в сборочном цеху, причем 50 собирались под особым контролем, так как этим танкам БТ-5 предстояло участвовать в Первомайском параде в Москве. Первые 10 танков
БТ-5 были изготовлены (с разрешения УММ РККА) с деталями из
незакаленной «сырой» броневой стали. Причем только три условно
бронированных танка были отправлены в войска — в 5-й механизированный корпус им. Калиновского. Остальные же были отправлены: 3 танка —
в 5-й учебный полк, один в Орловскую бронетанковую школу, один на НИБТ
полигон, один на химический полигон для установки огнемета, один в
Реактивный Институт для установки газодинамической пушки. Кроме того,
при освоении новой эллиптической башни, унифицированной с Т-26, Мариупольским заводом, в целях упрощения освоения производства, были изготовлены 30 башен из неброневой стали, большинство из которых, были заменены на бронированные в 1935 году уже в войсках. Необходимо
отметить, что несмотря на налаженную благодаря «железным» башням
технологию, производство бронированных башен осуществлялось с большой
выбраковкой. Это привело к тому, что число выпускаемых башен уступало
числу выпущенных корпусов. Только в 1934 году благодаря подключению к выпуску башен для танков БТ-5 Ижорского завода эта проблема была решена. За два года серийного производства ХПЗ было выпущено 1884 танка. Причем первоначально по заданию завод должен был в 1933 году изготовить лишь 700 машин, но 25 октября 1933 года танковая программа на текущий год по выпуску БТ была увеличена до 1000 машин. ХПЗ, несмотря на трудности связанные с переходом на выпуск БТ-5, успешно выполнил программу. В 1933 году было выпущено 1005 танков (224 — БТ-2 и 781 — БТ-5). Правда, из-за спешки, особенно в конце 1933 года, пострадало качество выпущенных танков. ВРИД начальника УММ РККА Г. Бокис писал Наркому К. Е. Ворошилову: «По танку БТ, несмотря на выполнение программы — качество сдаваемых машин нельзя признать всегда хорошим. Забраковано в пробеге машин: март — 5%, апрель — 5%, май — 8%, июнь — 6%, июль — 5%, август — 10%, сентябрь — 11%, октябрь — 9%, ноябрь — 33%, декабрь — 41%. Что указывает на снижение внимания к качеству, особенно при сборке». В
следующем году качество сборки улучшилось, что позволило заводу дать
гарантию на бесперебойную работу танков БТ-5 в течении 9-ти месяцев
эксплуатации, или 2000 км пробега. Правда частенько ХПЗ
подводили предприятия смежники, поставлявшие отдельные комплектующие и
материалы по кооперации. Низкое качество было у резинотехнических
изделий (бандажи опорных катков, направляющих и ведущих колес и др.)
завода «Красный Треугольник», нередко некондиционную сталь поставлял
для траков Краматорский завод, броня, поставляемая Мариупольским заводом
до августа 1934 г., часто имела трещины. Но все же на ХПЗ в 1934 г. было изготовлено 1103 танка БТ-5, причем 243 из них были командирскими и оснащались радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, и имели марку БТ-5РТ. В особую проблему вылилось оснащение БТ-5 двигателями. Все закупленные в США моторы «Либерти» были установлены на танках БТ-2, а для БТ-5 пришлось использовать отработавшие летный ресурс авиационные двигатели М-5, выпуск которых еще в 1930 году был прекращен на заводе «Большевик». Модификации
Сохранившиеся экземпляры
До наших дней сохранилось 8 экземпляров танка БТ-5. Танк имеется в экспозиции музея бронетанковой техники в Кубинке.
Также БТ-5, поднятый со дна Невы и отреставрированный в 2007 году, можно увидеть в городе Кировск (Ленинградская область). Ещё один БТ-5 (мариупольская башня с малой кормовой нишей) в качестве памятника установлен в городе Борзя, в настоящее время танк БТ-5 передан в музей города Чита.
Кроме того, 5 экземпляров танка БТ-5 установлены в качестве памятников в Монголии — на горе Баин-Цаган, в городах Ундэр-Хан, Сумбер и др.
|