Главная » 2011 » Сентябрь » 5 » Без танков – нет победы
15:30
Без танков – нет победы

После начала агрессии США против Ирака отношение к танкам изменилось.

По данным газеты Washington Post, Министерство обороны США решило направить в Афганистан танки M1 Abrams. Ранее в войне с талибами они не использовались. Для начала планируется перебросить 16 таких машин, которые будут поддерживать действия частей морской пехоты, развернутых в провинциях Гильменд и Кандагар. Это решение Пентагона одобрил командующий силами США и НАТО в Афганистане генерал Дэвид Петреус. Его предшественник – генерал Дэвид Маккирнан был против использования танков, поскольку они-де напомнили бы афганцам о советских войсках, широко применявших тяжелую бронетехнику в борьбе с моджахедами. Теперь, судя по всему, психологические мотивы отброшены прочь. Более того, в ближайшее время, по сообщению Washington Post, «танковое присутствие» США в Афганистане может быть увеличено.

Если после окончания «холодной войны» о танках на Западе было принято говорить как о «реликтах прошлого», то после начала агрессии США против Ирака отношение к ним изменилось. Да, бронетанковые части США понесли там серьезные потери. По состоянию на февраль 2005 г. повреждения различных степеней тяжести получили 70% из 1135 развернутых в Ираке машин M1 Abrams. 80 из них пришлось отправить на завод-изготовитель для капитального ремонта. А около 20 танков были потеряны безвозвратно. Но именно танки, а не высокоточные крылатые ракеты позволили покончить с режимом Саддама Хусейна и оккупировать совсем немаленькую ближневосточную страну. Американские Abrams буквально проутюжили весь Ирак и закатали своими гусеницами инсургентов в асфальт и пыль. Несмотря на высокую уязвимость танков в городах, они собственно их и брали.  Огонь 120-мм орудий с высокой эффективностью поддерживал пехоту, а броня и маневр вводили противника в состояние шока и трепета.

Кстати, и сейчас танкам в «умиротворении» ситуации в Ираке отводится важная роль. На начало текущего года США поставили Вооруженным Силам этой страны 63 танка Abrams. А всего планируется передать 140 машин, которыми укомплектуют четыре бронетанковых батальона, призванных поддерживать порядок на территориях, откуда уходят американцы.

По мнению американских военных экспертов, танковые орудия стреляют точнее, чем полевая артиллерия. Танки более оперативно справляются с задачей огневого подавления очагов сопротивления противника, нежели авиация, которую нужно сначала вызвать, а потом еще и дождаться, при этом стараясь не стать жертвой ее «дружественного огня».

В Афганистане датские и канадские контингенты уже используют некоторое количество танков. Успешный опыт их применения и вызвал пристальное внимание американцев.

Практически одновременно с публикацией Washington Post увидел свет ежегодный анализ рынка танков американской консалтинговой фирмы Forecast International Weapons Group. Из него явствует, что до 2020 г. на международном рынке будет произведено более 5900 основных боевых танков на сумму свыше $25 млрд. И доминировать на этом рынке будут вовсе не США и их партнеры по НАТО, а Россия с Т-90, Пакистан с танком Al-Khalid и Китай с ОБТ «тип 98».

За Т-90 уже давно закрепилась слава «танкового короля», который лидирует на международном рынке техники сухопутных войск. А кто же его конкуренты?

Тут следует сделать ремарку. К прогнозам Forecast International нужно относиться достаточно осторожно. Эта известная консалтинговая фирма прежде всего отражает интересы американских производителей оружия, поэтому не упускает возможность повлиять на рынок, дабы повредить конкурентам США. Но в данном случае прогноз Forecast International достаточно объективен, только, на наш взгляд, скорректирован в сторону некоторого уменьшения цифр и не учитывает фактора появления новых образцов бронетанковой техники.

По нашему мнению, пакистанский танк Al-Khalid, конечно, имеет некоторые перспективы на рынке, прежде всего в мусульманских странах, но они не очевидны. Эта машина создана пакистанскими и китайскими конструкторами на базе советского танка Т-80УД при активном участии украинских специалистов.

Т-80УД стал прародителем не только Al-Khalid, но и китайского танка «тип 90-II», он же в экспортном исполнении – МВТ-2000, и целого семейства других более совершенных моделей китайских танков. Сегодня ставить Al-Khalid в один ряд с российскими и китайскими танками нельзя. Это скорее машина вчерашнего дня, а не будущего.

Гораздо более серьезную конкуренцию производителям из России и Китая могут составить украинские танки семейства Т-84. На Украине они серийно выпускаются под марками «Оплот» и «Оплот М» (заказаны первые 24 машины этой модели). Они являются дальнейшим развитием танков Т-80УД «Булат», но оснащены более мощными дизельными двигателями (1200 л.с.), 125-мм пушкой украинского производства, встроенной динамической защитой нового поколения «Нож-2», системой «Варта» для борьбы с управляемым противотанковым вооружением противника, комбинированным панорамным прицелом командира с независимыми дневным и тепловизионным каналами, отдельным командирским (независимым от наводчика) тепловизором и лазерным дальномером, новыми средствами радиосвязи и другими современными «наворотами».

И хотя экспортная версия Т-84 – «Ятаган» со 120-мм пушкой НАТО и оптико-электронными средствами западного производства – проиграла в турецком танковом тендере германским «леопардам», это не означает, что у «Оплота» нет перспектив на международном рынке. И, очевидно, в ближайшее десятилетие эта машина и ее модификации будут составлять серьезную конкуренцию русским  разработкам.

То же относится к современным китайским танкам. Они, как уже отмечалось, создавались под влиянием советской школы, а в последние годы и при прямом участии украинских специалистов. Разумеется, китайские конструкторы не могли пройти мимо опыта западных коллег, у которых они со свойственным им упорством многое позаимствовали.

Танк «тип 98» (ZTZ-98), о котором упоминается в аналитическом докладе Forecast International, явился дальнейшим развитием «типа 90-II», то есть украинского Т-80УД «Булат». Выпускался он небольшой партией. Сейчас ему на смену пришел танк «тип 99» (ZTZ-99). Его главный конструктор Чжу Юйшэн утверждает, что по трем важнейшим показателям боевого потенциала – подвижности, огневой мощи и защищенности – танк «тип 99» – лучший в мире. Как и все китайские, и не только китайские, создатели оружия, господин Юйшэн, безусловно, склонен преувеличивать достоинства своего детища. Но внимания оно требует, поскольку является неординарным в танковом парке КНР. Ходовая часть, вооружение, автомат заряжания практически полностью позаимствованы у танка «тип 90-II». Однако на этой машине появилась новая сварная башня, более надежно защищающая экипаж. Толщина брони башни танка «тип 99» в лобовой проекции достигает 700 мм, корпуса – 500-600 мм. Комбинированная бронезащита лобовой проекции усилена за счет установки встроенной динамической защиты (ДЗ), расположенной поверх основного бронирования. Дополнительно защищена кормовая ниша башни, где ДЗ закрывает решетчатую корзину.

Танк оснащен дизелем с турбонаддувом мощностью 1200 л.с., позволяющим разгоняться до 32 км/ч за 12 секунд. В перспективе ZTZ-99 должен получить 1500-сильный дизель, который сейчас разрабатывается в КНР.

Традиционная 125-мм гладкоствольная пушка, характерная для поздних советских, российских и украинских танков, по мнению китайских конструкторов, по могуществу значительно превосходит 120-мм натовское орудие. В номенклатуру выстрелов ZTZ-99 входят снаряды с вольфрамовым сердечником и хвостовым стабилизатором, способные пробивать 850-мм гомогенную броню. Есть и снаряды-пенетраторы, состоящие из нескольких проникающих элементов из специальных сплавов. Они пробивают 960-мм броню. На танке используется система управления огнем типа hunter-killer, то есть «охотник-убийца». Благодаря ей, сопровождать цель и вести огонь по ней может не только наводчик, но командир танка.

Бесспорной изюминкой ZTZ-99 является интегрированный лазерный комплекс активного противодействия JD-3. Он состоит из встроенного лазерного дальномера, датчика предупреждения о лазерном облучении LRW и боевого квантового генератора LSDW. При получении сигнала об облучении лазерным лучом противника, система поворачивает башню в сторону обнаруженного источника, затем включается лазерный луч слабой мощности, определяющий точное местонахождение цели, после чего мощность луча резко возрастает до критического уровня и выводит из строя оптические средства или органы зрения оператора противника. Такое оружие запрещено Конвенцией ООН о конкретных видах обычного оружия. Но это китайцев не смущает.

Наконец, оборонительный потенциал танков «тип 99» дополняет активная система защиты, которая в автоматическом режиме засекает подлетающий снаряд или ракету, с помощью быстродействующей ЭВМ определяет его траекторию полета и производит выстрел «заряда-перехватчика». Радиус отклонения от цели, по словам конструкторов ZTZ-99, не превышает одного метра, что позволяет с высокой степенью гарантии уничтожать атакующие объекты.

Танк «тип 99» относится к тому же разряду сенсационных китайских военных разработок, что и истребитель пятого поколения J-20 Black Eagle, совершивший первый полет 11 января этого года. Только танк появился значительно раньше.

Серийное производство танка «тип 99», несомненно, вызывает тревогу. И не только в связи с его возможным появлением на международном рынке. Ведь ZTZ-99 в первую очередь перевооружаются китайские бронетанковые части, дислоцированные у границ России. А где же им еще быть? Ведь не штурмовать же этими бронированными машинами Тайвань и Гималаи.

Чем ответит Россия? «А в ответ тишина», – как поется в песне. Во всяком случае, пока. А ведь ответить есть чем.

С учетом эксплуатации в войсках «Уралвагонзавод» провел серьезную модернизацию Т-90. Но версия Т-90М, превосходящая по многим показателям зарубежные образцы, не заинтересовала военное руководство. Почему? Не ясно.

Летом минувшего года на выставке «Оборона и защита-2010» в Нижнем Тагиле для узкого круга лиц был продемонстрирован перспективный танк Т-95, у которого вообще нет аналогов в мире. Но финансирование его по линии Министерства обороны прекращено. В инициативном порядке разработку продолжает «Уралвагонзавод». Однако даже этому крупному предприятию вытянуть проект трудно. Ведь требуется привлечение субподрядчиков из самых разных отраслей науки и промышленности.

Остается международное сотрудничество. Недавно было достигнуто российско-индийское соглашение о совместном создании многофункционального истребителя пятого поколения на базе опытного самолета Т-50 ОКБ «Сухого». Несколько лет ведутся переговоры и о совместной разработке перспективного танка. Требования Сухопутных войск Индии к перспективному боевому танку будущего (Future Main Battle Tank – FMBT) во многом совпадают с характеристиками, заложенными в российский Т-95. И такие машины, которые считают в Дели «вторым после ядерного оружия фактором сдерживания», в случае сложения усилий можно будет получить значительно раньше ныне планируемого 2020 г. А там, глядишь, и в Москве опомнятся. Ведь без танков – нет победы.

 

Просмотров: 1533 | Добавил: 2505rdd | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]